Паровозный тендер — служебный вагон паровоза, предназначенный для хранения и подачи к топке топлива (угля или дров), воды для котла, а также для перевозки обслуживающего персонала и инструмента. Обычно располагался позади паровоза.
Внешний вид паровозного тендера представляет собой закрытый вагон с прямоугольным корпусом, разделенным на два основных отсека:
Топливный отсек: Занимает большую часть объема тендера и служит для хранения твердого топлива (угля или дров). Имеет наклонную часть (загрузочный лист) для облегчения загрузки топлива.
Водяной отсек: Расположен сзади топливного отсека и предназначен для хранения воды. Имеет форму цилиндрического бака с верхней полусферической частью.
Кроме основных отсеков, паровозный тендер имеет:
Будку: Закрытое помещение в задней части тендера, где размещается обслуживающий персонал.
Платформы: Узкие площадки, расположенные по бокам тендера, предназначенные для обслуживания и ремонта.
Поворотные станины: Механизм, который обеспечивает шарнирное соединение между паровозом и тендером, позволяя тендеру поворачиваться на кривых.
Оборудование для водоснабжения: Включает насос, трубопроводы и вентили для подачи воды в котел паровоза.
Буферные устройства: Ударные элементы в передней и задней части тендера, которые поглощают энергию при столкновениях.
Тендеры могут иметь различные размеры и конструкции в зависимости от типа и мощности паровоза. Они также могут быть оборудованы дополнительными устройствами, такими как масляный бак для смазки паровой машины, или механизмы для механизированной загрузки топлива.